«Всё хорошо, прекрасная маркиза…» (2)
Печать
Послать другу
Комментарии
Прочитал статью Александра Гильмана «Вырвать грешный наш язык», «Вести сегодня», 11.12.14. № 235. Знаком лично и с А.Гильманом, и с упомянутым в статье правозащитником Владимиром Бузаевым и с уважением отношусь к этим людям.
Был информирован об их переговорах с министром И.Друвиете, поддерживал эти переговоры, хотя и не видел в них особого смысла, но разговаривать – это всегда лучше, чем только критиковать и протестовать.
В целом с содержанием статьи А.Гильмана согласен, но не стал бы рисовать образ И.Друвиете в розовом цвете. Она типичный умеренный национал-радикальный политик и претворяла в жизнь то, что определяло ей правящее большинство сейма.
И ещё – это упрощённый взгляд на школьное образование – считать, что экзамены – главное, ради чего дети 12 лет ходят в школу. Экзамены – это только один из важных показателей качества образования, важный, но далеко не единственный.
Сверхзадача для учителей и родителей - дать ребёнку всестороннее образование, помочь стать, в меру его способностей, успешным в учёбе и в дальнейшей жизни!
Один раз я тоже был приглашён на семинар-дискуссию в МОН, после того, как было фактически решено ликвидировать образование на русском языке в Латвии до 2018 года.
Действительно, по 15–20 минут вещали министр И.Друвиете, омбудсмен Ю.Янсонс и две дамы из Центра госязыка. Затем, модератор этого действа, зам. госсекретаря МОН, Эвия Папуле предложила остальным присутствующим высказаться до 2-х минут. И смех, и грех, какая же это дискуссия.
Суть решения Конституционного суда (январь 2005 года) – это разрешение школам нацменьшинств преподавать 60% уроков в неделю в 10-12 классах, как на латышском языке, так и билингвально. Сдавать госэкзамены за курс средней школы (задания – на латышском; ответы могут быть и на русском). Выбор за самим выпускником. Ну, и, пожалуй, третье – это МОН было поручено проводить мониторинг.
Увы, считаю, что настоящего мониторинга влияния на качество знаний и уровня воспитанности детей «реформы – 2004» министерство не провело по сей день.
Это подтверждает слова экс-депутата сейма ЛР, легионера WAFFEN SS Висвалдиса Лациса: «Нам не нужен ваш латышский язык, нам нужно, чтобы вы знали своё место».
После семи акций протеста и событий в Украине, в новый коалиционный договор «реформа 2014 - 2018», фактически уничтожавшая русское образование в Латвии, записана не была, но принятые тихой сапой 12.08.14. Правила КМ № 468 предусматривают те же пресловутые 60:40 с 2015 года ввести уже в 7 – 9 классах!?
Новый министр, г-жа Сейле, кстати уже 19-ый министр образования за годы второй ЛР, высказывается более умеренно, чем И.Друвиете, но не мягко ли стелет, да жёстко спать: Правила КМ № 468 никто не отменял!
Мои исследования, а также беседы с двенадцатью директорами школ, работающих по программе образования нацменьшинств (ни фамилий ни номера школ не называю, т.к. дал слово! Директора боятся за детей и учителей, т.к. могут последовать репрессии – языковые и финансовые проверки, подслушивание под дверьми классов, вызовы на ковёр…) показывают – «Реформа 2004» была изначально политизирована, не имеет под собой никаких научных оснований;
внедрялась насильственно, против воли самих нацменьшинств;
не обеспечила повышение качества знаний учащихся;
не способствовала повышению конкуренции наших детей и внуков на рынке труда;
не соответствует букве и духу международных документов, определяющих права на образование нацменьшинств;
не способствует интеграции общества;
ухудшает здоровье детей, снижает их возможности развивать свои способности в кружках, студиях, спортивных секциях;
противоречит опыту организации образования нацменьшинств в ЛР до 1934 года;
способствует отъезду русскоговорящей молодёжи за границу. Большинство из них уже никогда не вернутся в Латвию.
Дальнейшее насильственное облатышивание школ нацменьшинств, которые на территории нашего государства существуют с 1788 года, только углубит все эти недостатки, разрушит хрупкий мир в латвийском обществе, приведёт к увольнению 70% учителей русских школ, заменить которых некем. Ведь педагогов для русской школы, кроме учителей русской словесности, в вузах Латвии не готовят уже более двадцати лет. Увы, средний возраст учителей Латвии – 50 лет и учительский корпус продолжает катастрофически стареть.
Не имея возможности полностью высказать, на выше упомянутом семинаре результаты своих исследований, я передал их г-же Э.Папуле и… тишина, а МОН, без всесторонних исследований, по-прежнему утверждает: «Всё хорошо, прекрасная маркиза, всё хорошо, всё хорошо».
Яков Плинер,
доктор педагогических наук |