Часть 5. О пользе протестных акций
Время от времени, на просторах интернета, в статьях и особенно в комментариях к ним в разных вариантах звучат мнения, что в Латвии уже нет русских школ, что битва против реформы образования в 2003-2005 годах была проиграна. А раз нет русских школ, то и бороться против окончательной латышизации того, что от них осталось, мол, не имеет никакого смысла. Характерно, что это мнение высказывают совсем не педагоги или педагоги-ученые, а представители общественности – люди не имеющие профессиональной компетенции.
Поэтому следует напомнить главные результаты борьбы за русские школы под руководством Штаба защиты русских школ в 2003-2005 годах. Закон об образовании тогда определял пропорцию в языках преподавания так: в начале – «только на латышском языке», затем - 90% на латышском языке и 10% на русском языке. В результате протестов удалось отстоять 60% на 40% в средней школе и выбор пропорций языковых моделей в основной. Конституционный суд в своем решении от 13 мая 2005 года, предоставил самим ученикам право выбора языка ответа на выпускных экзаменах и возложил на министерство образования и науки обязанность проводить мониторинг качества образования в школах нацменьшинств. Таким образом, детям были сохранены возможности формирования русской культурной идентичности на родном языке. И это лучший вариант из всех, которые тогда были реально возможны. Поэтому – это победа.
Победа, достигнутая массовыми акциями протеста под руководством Штаба защиты русских школ в 2003-2005 годах. И вот, вновь обострение русофобии, и вновь задумана очередная псевдореформа по латышизации русских школ. На этот раз власти решили все предметы с 1-го по 9-ый класс перевести на латышский язык обучения. Преподавать на русском языке предполагается только русский язык и фольклор. И остановить это могут только протестные акции, потому, что против политических решений должны быть адекватные, политические меры защиты. Участвуйте в акциях протеста Штаба защиты русских школ! Мы обязательно победим!
|