Часть 2. Проблема формирования русской культурной идентичности
Проблема формирования и развития русской культурной идентичности – это одна из главных проблем школьного и не только образования. Все вопросы исторической перспективы русской общины в Латвии следует рассматривать сквозь призму решений именно этой проблемы. Проще говоря, сохранение русской общины в Латвии, как субъекта культуры во многом определяется формированием и сохранением национального мировоззрения. Государство, в Сатверсме которого, в 114 статье записано, что лица принадлежащие к национальным меньшинствам имеют право на сохранение своего языка и национальной культуры, должно оказывать всяческое содействие для реализации этой нормы основного закона. Но мы прекрасно знаем, что этого в достаточной мере нет.
Нет, потому что государство приняло решение об ассимиляции учащихся русских школ, не спросив родителей и самих детей, желают ли они ассимилироваться. Нет, потому что эта работа требует регулярного изучения и анализа исторической памяти учащихся русских школ. Нет, потому что такой анализ должен сопровождаться научно-педагогическими семинарами и конференциями, на которых будут разрабатываться предложения, направленные на решение возникающих проблем. Нет, потому что государство должно выделять соответствующее финансирование, как на проведение регулярных исследований, так и на разработку учебных пособий, учебников, проведение семинаров и конференций с целью поиска новых научно-методических подходов к решению проблем формирования культурной идентичности детей.
В этого учебного года, было проведено выборочное анкетирование в десяти русских школах разных регионов Латвии. На вопросы анкеты ответили 233 ученика 9-12-х классов. Так вот, главными достижениями в русской культуре 28,3% учащихся считают Победу в Великой Отечественной войне, русскую литературу - 9% учеников, 6% - первый полет в космос Юрия Гагарина. Главными ценностями русской культуры ученики определяют: 19,7% - день Победы, 15,9% - русский язык, 10,7% - Новый год, 8,2% - русскую литературу. Главными праздниками в семьях учащихся считают: День Победы – 24,9%, Рождество – 24,03%, Новый год и Пасху – 16,7%, Масленицу – 14,2%.
Понятно, что результаты выборочного анкетирования не отражают всей полноты ситуации в плане культурно-исторической памяти учащихся русских школ. Но тенденция налицо. И суть этой тенденции проста – наши дети теряют русскую культурную идентичность. Да, русский язык пока еще остается, да День Победы для многих из них праздник, хотя уже далеко не для всех, да, они помнят о христианских праздниках. Но этого недостаточно для полноты русской культурной идентичности.
|