Люди! Будьте бдительны!
12 августа нынешнего года тихой сапой Кабинет министров ЛР принял правила № 468. В 25-ом приложении к ним речь идёт о программе основного образования (1 – 9 классы).
Настораживает, огорчает, возмущает то, что в задачах претворения в жизнь этой программы указаны не повышение качества знаний и уровня воспитанности учащихся, а явное стремление к ассимиляции наших детей.
Из пяти подпунктов – три: обеспечить овладение госязыком на таком уровне, чтобы воспитанники на латышском языке могли продолжать среднее образование; способствовать интегрированному усвоению содержания образования и госязыка; способствовать интеграции воспитанников в латвийское общество. И лишь одна из пяти задач предписывает поддержку усвоения этнической культуры учащихся (перевод мой – Я.П.).
Далее Правила КМ предлагают по два варианта четырёх моделей учебных планов. Все варианты всех моделей, например, в 7 – 9 классах латышский язык и литературу предписывают изучать 5 уроков в неделю, а родной язык – лишь три урока в неделю. Увы – это явно политическое, а не научно-педагогическое решение и не нужно быть профессором от педагогики, чтобы понять устремления правящих политиков ассимилировать наших детей и внуков вопреки желанию заказчиков образования, родителей-налогоплательщиков.
Пункт 10-ый, анализируемого мною документа, разрешает школе, работающей по программе образования нацменьшинств, разработать свою – пятую модель и соответствующий учебный план. Но пункт 10.2. Правил КМ разрешает всем школам нацменьшинств проводить обучение в 7 – 9 классах на родном языке не более 40% уроков.
«Вот тебе бабушка и Юрьев день». С 2004 года эта норма 60:40 была продавлена национал-радикалами для 10 – 12 классов. Норма научно не обоснованная; пропорция определённая политиками, как в водке, что привело к снижению качества знаний и ухудшению здоровья детей. Сейчас, подобный «эксперимент» правительство начало проводить в основной школе.
Я утверждал и утверждаю, что решение КМ не соответствует Всеобщей декларации прав человека; Декларации о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам; Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств; Гаагским рекомендациям в отношении прав на образование нацменьшинств; Европейской хартии региональных или миноритарных языков.
Я убеждён, что непродуманные Правила КМ ЛР вредны для Латвии, их выполнение не будет способствовать улучшению качества знаний, а приведёт лишь к ассимиляции.
Родителям следует быть бдительными. Если нововведения Кабмина ухудшат самочувствие и качество знаний ваших детей, обращайтесь в КМ ЛР, в Министерство образования и науки ЛР, в Штаб защиты русских школ.
Яков Плинер,
доктор педагогических наук,
спикер Штаба защиты русских школ |