По поводу ответа МОН ЛР
Яков Плинер, доктор педагогических наук, руководитель фрума «За прогресс в Латвии»
Президенту, спикеру Сейма, премьер-министру и министру образования и науки ЛР было направлено Обращение семнадцати учителей, учёных, общественных деятелей: «Сохранение и развитие образования на русском языке – залог стабильного общества Латвии».
Из канцелярии президента моментально ответили: «Получили». От спикера Сейма – тишина...
Бюро госпожи Страуюмы сообщило: «Обращение направлено министру, которая обязана дать ответ и г-же Страуюме и подписантам».
Наконец-то получен ответ за подписью госсекретаря МОН ЛР г-жи С.Лиепини. Ответ в стиле плохого бюрократа советского времени.
Нам, как школярам, разъясняют требования ныне действующих законов об образовании и языке. Затем сообщают победные реляции об успехах МОН в образовании нацменьшинств. Со ссылкой на информацию Центра госязыка и Госцентра содержания образования, нам сообщают, как прекрасно девятиклассники сдают экзамен по латышскому и русскому языку, соответственно, выполняют в среднем 65,28% и 73,82% заданий. Пишут нам и о том, с каким удовольствием более 70% выпускников средних школ нацменьшинств сдают централизованные экзамены на латышском языке и, что благодаря билингвальному образованию, 17-25 летние молодые люди овладели латышским языком. Ну, точь в точь, как в своё время экс-премьер В.Домбровскис вещал нам от героических успехах страны в экономике, хотя жители этого в своих кошельках не ощущали.
И дальше в том же духе – «МОН организует дискуссии, лагеря сотрудничества и даже мастер-классы...» Мол, всё хорошо, прекрасная маркиза...
Во-первых, если так хорошо работает «реформа-2004» (60/40), то зачем же нужна «реформа 2014-2018» (80/20)?
Во-вторых, в бюрократическом канцелярите МОН нет ни слова ответа на требования Обращения семнадцати о недопустимости ликвидации в Латвии образования на русском языке; возобновлении подготовки педагогов для русских школ; о возвращении к практике раздельного централизованного госэкзамена для латышских и русских выпускников средних школ по латышскому языку и литературе и других проблемах, изложенных в обращении.
И, наконец, в-третьих, я убеждён, что чиновникам МОН, прежде, чем писать ответ, следовало бы изучить 91-ую статью Сатверсме ЛР (Конституции), в которой сказано, что права человека реализуются без каких-либо ограничений. Одно из прав человека – это право обучаться на родном языке!
И статью 114-ую Сатверсме, в которой сказано, что лицам, принадлежащим к национальным меньшинствам предоставляется право на сохранение своего языка, национальной идентичности и своеобразия!
Как известно, - Конституция выше любого отдельно взятого закона.
По праву учителя, ставлю за ответ, в котором фактически нет ответа, жирную двойку.
|