Новости в е-почте
Курсы валют
Авторизация
Русская школа и русская культурная идентичность
Тезисы выступления В.А. Бухвалова
на конференции организаций российских соотечественников 23 августа

1. В январе этого года правительство Латвии приняло решение о дальнейшей латышизации русских школ путем перевода почти всех предметов на латышский язык преподавания, за исключением русской словесности и фольклора. Это решение получило неофициальное название «реформа-2018». Обращаю внимание, что в 2018 году реформа должна закончиться, а ее начало планировалось с 1-го сентября нового учебного года.

2. Главные аргументы «реформаторов»: результаты выпускных экзаменов по латышскому и русскому языкам выпускников русских школ стабильно хорошие и немного возрастают, что по их мнению, позволяет перевести преподавание почти всех предметов на латышский язык с целью укрепления единства общества. Эти аргументы не имеют под собой никаких научных оснований и противоречат 114 статье Сатверсме, Рамочной конвенции о защите прав национальных меньшинств, решению Конституционного суда от 13 мая 2005 года.

3. В конце февраля был воссоздан Штаб защиты русских школ, который провел серию протестных акций, опубликовал в сми и раздал участникам акций целый ряд заявлений и обращений, листовок и буклетов. Эта работа в определенной степени способствовала тому, что начало «реформы-2018» отложено на год. Однако, эта работа показала, что в настоящее время Штаб не может обеспечить массовость акций протеста, как это было десять лет назад. Значит, нам нужно искать другие пути защиты русских школ.

4. Одним из таких путей является организация диалога родителей со школами и особенно с министерством образования и науки. Этот путь не требует массовости, но если в каждой школе двое-трое родителей начнут такую работу, это может дать положительный результат в плане отмены «реформы 2018». Что это за путь?

5. С научной точки зрения, русская школа – это не только русский язык преподавания всех или значительной части предметов. Русская школа – это школа, в которой осуществляется формирование русской культурной идентичности учащихся. Научное понимание культурной идентичности предполагает формирование у учащихся мировоззрения, в котором главным компонентом являются ценности национального самосознания: исторические события, персоналии, достижения и ценности русской культуры.

6. Формирование национального самосознания требует изучения не только русской словесности и фольклора на русском языке, но и вопросов русской истории и культуры на всех, за исключением латышского и английского языков, предметах. Потому что национальное самосознание – это ценностная шкала, с помощью которой личность способна оценивать все факты бытия, в котором она существует. Без этой ценностной шкалы нет национальной идентичности, потому что у ребенка не будет целостного мировоззрения, а значит и качественного школьного образования.

7. Не результаты экзаменов определяют качество образования, как заявляют чиновники, а уровень развития мировоззрения и самосознания учащихся, который никто, несмотря на решение Конституционного суда не измерял и не измеряет. Родители, которые будут вести диалог со школами и чиновниками должны именно так ставить вопрос – сокращая преподавание на русском языке, вы – политиканы-реформаторы, понижаете качество образования наших детей. План и основные аспекты такого диалога изложены в буклете «Русским школам – быть!», который мы просим распространить среди родителей. В электронном виде буклет можно скачать на сайте Штаба защиты русских школ.

Имя пользователя
Ответить:
Комментарий
AUTOdoc.lv
back Апрель 2024 forward
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
Объявления
О нас Контакты Правила пользования и безопасность Реклама Laika ziņas Jelgavā