Новости в е-почте
Курсы валют
Авторизация
Forums / "Русский" вопрос / Двадцать потерянных лет - международная конференция в Лондоне


Ответить
Автор Двадцать потерянных лет - международная конференция в Лондоне
Валерий
21. Ноябрь, 2009, 22:19
Ответить: Всем

Двадцать потерянных лет
3 ноября 2009 («Вести Сегодня» № 216)

После "бархатных революций" народы Восточной Европы впали в глубокую апатию.
Автор: Наталья Севидова
Мировое интеллектуальное сообщество активно обсуждает итоги двадцатилетия победы демократии в странах Восточной Европы. Выводы неутешительны. Крушение тоталитарных режимов закончилось отчуждением общества от власти, утратой идеалов, социальных завоеваний и моральных ценностей. Практически на всем постсоциалистическом пространстве царят настроения пессимизма и апатия.

Об этом говорили на крупной международной конференции, организованной журналом "Дебаты" (выходит в Лондоне), и несколькими исследовательскими и общественными центрами Европы. На лондонский левый форум съехались журналисты–аналитики, политологи, историки, философы, представители политических движений — всего более 150 человек.

Победили и расслабились

Впервые после падения Берлинской стены левые сделали попытку осмыслить масштаб и качество преобразований "в единой Европе".

От Латвии на дискуссии присутствовала Анна Соболева, социальный психолог, член правления гуманитарного семинара Seminarium Hortus Humanitatus. "Вести Сегодня" попросила ее поделиться впечатлениями.

— Большинство людей, собравшихся на форуме, длительное время пребывали в иллюзии по поводу "песенных", "розовых" и "оранжевых революций". Именно левые помогли народам добиться политических свобод, после чего успокоились и самоустранились от дальнейшего влияния на общественные процессы.

Но оказалось, что многопартийность, выборы, соперничество кандидатов — это формальная сторона дела. А в реальности между властью и населением растет пропасть. Не только в Латвии. Хотя наша страна, конечно, уникальна: у нас была создана прямо–таки лабораторная, абсолютно стерильная либеральная модель.

Вот новый поворот… на круги своя

— Но и в остальных странах бывшего социалистического блока происходит то же самое: рост имущественного неравенства, разрушение солидарных связей, межэтнические распри, превращение интеллектуального сообщества в общество потребления, утрата социальных достижений.

На волне огромного энтузиазма масс, уверовавших в победу демократии, старая политическая элита, которая к концу 80–х годов уже никаких убеждений не имела, легко трансформировалась из коммунистической в национал–коммунистическую, а где–то совершенно спокойно в неолиберальную. Конечно, она пополнялась и новыми людьми, в основном идеологами. Но все бизнес–проекты делала старая номенклатура — у нее были экономические связи, кадровые ресурсы, навыки организационной работы, поэтому именно она и воспользовалась плодами социальных потрясений. На поверку революции оказались контрреволюциями, а общество вместо движения вперед повернуло вспять.

Былые надежды людей на то, что все социальные гарантии, которые они имели, сохранятся, а к ним добавятся товарное изобилие и свободы, теперь выглядят детской наивностью. Оказалось, за прелести капитализма надо платить — и очень дорогую цену.

Поэтому сегодня народы Восточной Европы пребывают в состоянии подавленности и апатии, у них нет образа желаемого будущего.

Заговор молчания либералов

Зато национальные правящие элиты разных стран сближаются. И чем больше у них консенсус по разным вопросам, тем больше разрыв с собственным обществом. Чем шире слой их представительства в верхушке Евросоюза, тем больше они стремятся регламентировать свои права и влиять на внутренние законы государств — членов ЕС. Бюрократизация Евросоюза — это закономерный процесс. По сути, это создание подушки безопасности для евроэлиты, защищающей себя от недовольства масс в своих собственных странах.

Я говорила с коллегами из Венгрии, Румынии, Германии, России — за 20 лет либеральные установки без всякого сопротивления повсеместно внедрили в наше сознание и реальную жизнь. И самое страшное, что эти темы даже не дискутируются! Серия конференций, подобных лондонской, — это попытка хотя бы нарушить заговор молчания. И получить какие–то предложения по действиям. Но этих–то предложений, к сожалению, и не прозвучало ни в одном выступлении. Сегодня никакой программы действий у левых нет.

От одной иллюзии к другой

— Но определенная черта подведена — старые иллюзии развеяны. Хотя тут же появились новые. Почему–то все участники конференции надеются, что кризис вынудит финансовые и политические круги решиться на какие–то позитивные перемены, дабы предотвратить стихийные протесты миллионов трудящихся.

По–моему, это очередное заблуждение. Массовой реакции без организаторов не будет. Но где эти организаторы?

Профсоюзы? Рост недовольства населения, который регистрирует Евробарометр, не вызвал притока новых членов в их ряды. У тред–юнионов Восточной Европы нет механизма мобилизации общества. Посмотрите, у нас даже три профсоюза полицейских не могут между собой договориться!

Левые же партии разложены. Социал–демократы настолько дрейфовали в сторону правых, желая вместе с ними быть во власти, что стали от последних совершенно неотличимы. Крайне левые либо маргинализировались, либо подались в другие страны — в Латинскую Америку или еще куда–то.

Поэтому сегодня и не происходит ожидаемого подъема самосознания, который наблюдался в конце 80–х, когда градус недовольства тоже зашкаливал.

Каждый сам за себя и сам по себе

— Участники конференции пришли к грустному выводу: двадцать прошедших лет оказались потерянными для социального прогресса, для науки, для общественной полемики и трансляции молодому поколению нравственных ценностей. Это двадцать потерянных лет и для развития процессов солидарности. Людям упорно вбивали в голову, что каждый может всего в жизни добиться сам. Но забывали сказать, что если ты все потеряешь, то тоже останешься один.

Широкий слой образованного населения, который считал себя сопричастным ко всему происходящему не только в своей стране, остался невостребован в новой социальной архитектуре.

Уставшие от демократии

— Индивидуализм разрушает социальные связи, даже в семьях. И насаждается вполне целенаправленно: в атомизированном обществе коллективной реакции на несправедливость можно не опасаться.

Однако человек — существо социальное, ему присуща потребность быть причастным к какой–то общности — стране, народу, профессии, общественному движению и т. д. Если левые не смогут эту потребность удовлетворить, предложив значимый социальный проект, то его предложат ультра–правые. Не случайно сегодня снова звучат разговоры о жесткой руке и этнически чистом государстве. 20 лет — это исторический цикл, жизнь одного поколения. И, к сожалению, нельзя поручиться, что у демократии в нашей стране найдутся ярые защитники, а у народа — энергия, чтобы поставить заслон на пути расползания "коричневых" идей.

Если все кунги, то кто слуги?

— Опасность фашизации существует и в других странах. Но у Латвии — особая специфика. Попытки русских отстоять свою субъектность давали латышам шанс на демократизацию общества. Но он был отринут. И вот теперь латышское общество оказалось перед тем же вопросом, что и русские Латвии: а наше ли это государство?

Я посмотрела в Национальном театре премьеру спектакля "Вождь" о Карлисе Улманисе. Характерно, что в пьесе постоянно звучало выраженное желание быть господами. Но если вы хотите социального неравенства, то кто будет отрабатывать ваше право быть господами? Прекрасно, нашли вторую общину. Но ее ресурсы истощились. И перед латышами неизбежно встал вопрос: а господа ли мы сами? Если нас тоже выгоняют с работы и наши дети голодают, тогда кто мы? Поэтому для латышской общины в духовном смысле сейчас более трагическое время, чем для русских. Русские за эти 20 лет, находясь под постоянным давлением, снизили уровень эмоционального ответа, а латышская община — в полной растерянности. Она не привыкла предлагать собственные социальные проекты — их до сих пор спускали сверху, поэтому не понимает, что делать.

Профессор, а вас мы попросим помолчать!

— Латышские специалисты социальных направлений тоже отстранены от влияния на власть. Читать лекции студентам по узким направлениям — это пожалуйста, а давать правящим советы — боже упаси!

Поэтому в сознании латышей началась ломка. То, что они перестали ходить на выборы и референдумы, — показатель. Но власть не может лежать, как яблоко на столе, кто–то перехватит. И какой она будет в ближайшем будущем — националистической или космополитичной, в виде внешнего управления со стороны транснациональных корпораций — время покажет.

Фото Марека Сеглиньша.

"Вести Сегодня" № 216.
Janis
22. Ноябрь, 2009, 06:48
Ответить: Валерий
Валерий!Было бы достаточно "ссылки"...
Валерий
22. Ноябрь, 2009, 10:48
Ответить: Janis
Янис!

Если хотите, то замените.
Вот она:
http://www.ves.lv/article/99544
педагог
23. Ноябрь, 2009, 21:54
Ответить: Валерий
Может просвятите еще по одному вопросу?!-Что такое"государственная и муниципальная объединенная система оплаты труда педагогов"?И на сколько она ниже,чем "ниже" сейчас?Что там Коке так убивается,упрашивая и Сейм и правительство,не включать в нее педагогов?

Ответить
AUTOdoc.lv
back Март 2024 forward
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        01 02 03
04 05 06 07 08 09 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
             
Объявления
О нас Контакты Правила пользования и безопасность Реклама Laika ziņas Jelgavā